"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Видеоигра – как частичка искусства.
Вопрос в лоб: что же такое искусство? Вот подумайте немножко над этим глубоким вопросом перед тем, как читать эту статью. Потому что в ней я затрону известный давний вопрос: может ли игра являться искусством? Самые консервативные тотчас же ответят что игра это игра, искусство это искусство. Ну или что-нибудь подобное в этом духе. Ан нет, погодите уж с выводами, тема у нас сегодня действительно интересная, так что рассаживайтесь по своим креслам и внимательно слушайте…
Вопрос в самом начале статьи я задал не просто так. Надеюсь вы над ним подумали и выяснили, что для вас является искусством. Специально не стал навязывать общепринятую формулировку, потому что сколько людей столько и мнений, взять тот же “Квадрат” Малевича или работы наших художников-абстракционистов. Теперь перенесемся назад во времени, примерно на век (а если быть точным, то в 1895 год. Тогда состоялась премьера “Прибытия поезда”). “Это просто грандиозно! Немыслимо! Чудесно!”. Это были первые мнения зрителей, пришедших на премьерный показ “Прибытия поезда” Братьев Люмьер. Для того времени, когда фотография считалась доступной только состоятельным людям, “движущаяся пленка” была просто чем-то невообразимым. Чуть позже начали появляться и первые “звёзды кино”: Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Жорж Мельес и другие. Начали появляться первые экранизации художественных произведений. И кино стало чем-то наподобие “визуальной книги”. Экранизации часто шли в расхождение с оригиналом, у режиссера обычно было свое видение сюжета, характеров персонажей, основных моментов книги. Как говориться: идеальных экранизаций не существует.
Ни для кого не будет секретом, но корни кинематографа идут прямиком из….театра. Ведь театр – это визуализация, инсценировка событий (художественных или документальных). Точно так же как и киноактёры, актеры театра стараются передать зрителям чувства и переживания персонажей. Различие здесь по большей мере лишь техническое: театр – вживую, кино – в записи. И вот вам теперь второй вопрос: а искусство ли кино? Ведь произошло оно из театра и литературы, и являет собой сочетание этих видов творчества. И изначальной целью кинематографа было запечатление документальных событий. Собственно, как и фотография – но только уже в движении. А вот во что это всё переросло…
Сейчас я предпочитаю делить ленты на два вида: коммерческие и некоммерческие. Продюсеры “пронюхали” запах денег и стали на фильмах очень даже неплохо зарабатывать. Яркий тому пример: “Кинг-Конг” Питера Джексона. Не гнушаются продюсеры снимать блокбастеры по мотивам американских комиксов: Человек-Паук, Люди Икс, Хранители, Железный Человек, рассчитывая на фанатов “Марвела” и “DC Comix”. Стало популярно экранизировать мангу и аниме: Трансформеры, Dragon Ball, Гонщик Спиди. Даже взялись за образчики современной фантастики, те же “Дозоры” Лукьяненко, “Волкодав” Марии Семёновой. Все эти произведения – яркие образцы коммерческого кинематографа. То есть основная суть этих фильмов – развлечь зрителя, рассказав попутно сюжет (основная фабула которого – парень Х спасает девушку Y, попутно уничтожая злодея). То есть в большей части обычная “визуальная” развлекаловка. Другое дело авторское кино. Обычно оно не собирает касс и остается основной массой зрителей незамеченным. Авторские фильмы находятся в предельно близкой связи с литературой. Такие картины часто создавали и создают художники, музыканты, певцы, показывая миру свой взгляд на вещи и мир. Известные режиссеры такого плана – Ингмар Бенгмар, Тонино Гуэрра, Вернер Херцог. Авторские картины как раз и удостаиваются номинаций на “Оскар” и “Канского Льва”. Эти фильмы можно спокойно причислять к искусству…но чем же плохи фильмы коммерческие? Посмотрите ту же “Матрицу”: ведь во главе фильма стоит идея Матрицы - интерактивной компьютерной программы, симулирующей действительность для миллионов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. А спецэффекты в картине, если приглядеться – лишь для услады глаз. “Звездные Войны” хоть и не первый фантастический фильм (да и если посчитать, сколько было фантастических произведений, то ого-го какую цифру получим…), но Лукас создал настоящую космическую сагу.
А вот теперь, дорогие мои читатели, (вы еще не убежали от обилия терминов, а?) обращу ваш взор на скандально известную Xenogears – JRPG от японского игрового гиганта SquareSoft (ныне Скварешники слились с фирмой Enix и зовутся слитным именем SquareEnix). Она породила множество споров: в основном на религиозной почве. В начале игры нам показывают небольшой видеофрагмент: горящая деревня и копны дыма, поднимающиеся в воздух… Вдруг, камера отдаляется, и нам показывают юношу-художника, изображающего “пламенную геенну” на холсте. Юноша поднимается со стула и спускается по деревянной лестнице своего уютного домика…(в эти моменты управление уже передаётся нам, и мы управляем главным героем). Голубое безоблачное небо, мирная деревушка Лахан, где жители вовсю готовятся к свадьбе Алисы и Тимоти – друзей Фея, нашего главного героя. Можно поговорить со старостой деревни, с соседями – они воодушевленно рассказывают о своих впечатлениях по поводу свадьбы. Староста, бородатый старикашка, рад больше всего – торжество-то какое для деревни, новая семья создается… Фей тем временем, поболтав с жителями Лахана, заходит домой к Алисе, навестить будущую невесту. Поболтав с матерью (которая обязательно расскажет, как же хорошо смотрелись Фей с Алисой вместе когда были детьми, и пожалуется с грустной улыбкой на своем лице на то, как же быстро растут дети). Герой поднимается по лестнице и видит свою подругу детства в платье. Персонажи болтают, в голосе Алисы звучат грустные нотки… он просит Фея зайти к доктору Цитану Удзуки за фотоаппаратом. Сам-то доктор живёт неподалеку от селения, в горах (ну тут уже нам показывают боевую систему, как ей пользоваться и с чем ее кушать – ведь горы опасное место, где обитают змеи и прочие *бульбазавры*. Эх, не ходите дети в Африку гулять….) Доктор Удзуки оказался очень гостеприимным человеком: накормил гостя, завел разговор о грядущей свадьбе и показал свои изобретения. Удзуки у нас не только знатоком медицины являлся, но еще и выдающимся изобретателем. На самом деле он окажется очень непростой личностью, и о том, кто же на самом деле Цитан, игрок узнает ближе к концу игры.
И тут на глаза Фею попадается статуя, хранившаяся в амбаре у доктора. В тот момент, когда герои вместе приблизились к ней, из монумента заиграла красивая и печальная мелодия. Проиграв мелодию несколько раз, в монументе что-то заскрежетало и он треснул. Удивлённый Цитан сказал, что это очень плохой знак…
Так как было уже поздно, доктор предлагает Фею остаться у них в доме на ночь. Тишина. Ночь. Спокойствие… Взрывы..Взрывы? Взрывы!!! Фей и Цитан выбегают во двор и видят – в той стороне, где стоит деревушка – гигантский пожар и громкие взрывы. Они тут же стремглав отправились помогать своим односельчанам. А в деревне их ждала ужасная трагедия, которая полностью перевернет жизни наших героев…
Мы видим тот же фрагмент, что представал перед нами в начале игры. Помните картину Фея? Точь в точь, та же огненная буря, но уже в реальности… Раскрывать подробности сюжета не буду. Если станет интересно, то надеюсь, что сможете ознакомиться с игрой уже сами.
А если вкратце, то дальше нас ждут: философские размышления, смерти персонажей, разговоры героев на тему Бога, очень много символических моментов и отсылок, и многие другие атрибуты качественного фильма или литературного произведения. Да-да, Xenogears мне очень напоминает хорошую художественную философскую книжку. От литературы в Xenogers – большое количество текста, настолько большое, что многие сюжетные сцены идут до 20 минут, и в эти же моменты мы не управляем персонажем, а смотрим на экран и читаем реплики героев. Многие из рецензистов игры даже посчитали ее слишком нудной. Но это уже кому как – на вкус и цвет чернила заметно отличаются. От кинематографа в игре – красивые видеовставки (нарисованные студией Production.I.G), которые делают повествование более подробным, показывая приключения героев во всей красе. От музыки – великолепные композиции Ясунори Митсуды, игрового композитора, создавшего также саундтреки к Chrono Cross, Chrono Trigger, Radical Dreamers и многим другим замечательным играм.
В итоге у нас собирается достаточно интересный “мозаичный” узор. Красивая анимация, живая и чарующая музыка, очень непростой сюжет, достойный отдельной книжки. И достаточно посредственный геймплей. Именно за него и летели в игру камни от журналистов и рецензистов. Вот тут-то и появляется главный вопрос нашего размышления – считать ли игру, в данном случае Xenogears, искусством?
Моя личная позиция – да, Xenogears это искусство. Даже если учитывать то, что любая компьютерная или видеоигра относятся к коммерции, и для создателей первоосновной задачей стоит финансовый успех проекта и удачные продажи, Xenogears способна очень сильно зацепить. Я правильно применил слово “мозаика” – ведь перед нами синтез музыкального, визуального и литературного произведения, запакованного в фантик, под названием “игра”. Вот еще один довод в пользу Xenogears – любую из частей игры можно с легкостью воспринимать отдельно. Музыка – спокойная и мелодичная. Отлично подойдет для отдыха на пляже под лучами летнего солнца. Над сюжетом можно поразмышлять и в печатном варианте. Даже был случай, когда русскоязычный поклонник игры создал на ее основе небольшую печатную версию. Вольный рассказ-новеллу. Из анимационных роликов уже лет 7-8 назад понаделали любительских видеороликов.
Вот вдогонку еще один довод “за” – искусство должно задевать за живое зрителя, читателя, слушателя. Если после просмотра картины у вас остались впечатления, если произведение зацепило за душу (обычно одним из таких примеров является смерть персонажей), то значит данное произведение создано не зря.
“Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты”. Известная фраза, не правда ли? Ее перефразировали сотни раз, заменяя первую часть на “что ты ешь”, ”что ты пьешь”, ”что ты читаешь” и т.д. Ну и я тоже не буду слишком уж выделяться из массы и добавлю: “Скажи мне, что ты считаешь искусством, и я скажу кто ты”. Говорить кто есть кто я не буду, и так уже пищи для ума для вас, мои читатели, подготовил достаточно в своем размышлении. В такое время года всё-таки нужно больше отдыхать. Лето как-никак =) Тёплая погода и яркое солнце – самое время отдохнуть где-нибудь на природе. Так что жаркого вам солнца, ясного неба и хороших игр.
P.S. В следующий раз расскажу про поездку в Воронеж на Десятый Юбилейный Всероссийский аниме-фестиваль. До встречи ^_~

(Артёмов. А)


@музыка: Best FM

@настроение: Не спал. Зато убрался в комнате))

Комментарии
26.05.2009 в 11:24

This is the shade that you idolize
Сценарий Xenogears, да, искусство. Музыка - тоже. Но сама игра (именно интерактивный фактор) - никак нет. Почему - написал ниже.

Фей и Цитан выбегают во двор и видят – в той стороне, где стоит деревушка – гигантский пожар и громкие взрывы.
Сначала они увидели роботов, несущихся в сторону деревушки Лахан ;-)

разговоры героев на тему Бога
Вот об этом хоть и пишут во многих обзорах, но ...ГДЕ??? В игре конечно проходят некоторые библейские ассоциации, но не более чем в том же Dragon Quest 8 или Final Fantasy X. Явных обращений в божественную тему в Xenogears нет.

От литературы в Xenogers – большое количество текста, Многие из рецензистов игры даже посчитали ее слишком нудной.
Всеобщее заблуждение. Потому что дело тут не в большом количестве текста, а в хилой боевой системе. Была бы она поинтереснее и поазартнее - цены бы игрушке не было! А тут что: у персонажей только простейшая прокачка за счет ЕХР, и расплывчатый набор комбоударов, которые к тому же "мастерятся" весьма долго и нудно. И представь, так - ВСЮ ИГРУ! В многочисленных боях игрок не имеет вообще никакого разнообразия, и это очень скучно! Роботы вообще статичны, им можно только купить что-то, а схватки со многими боссами вершатся чуть ли не строго по одному-единственному выигрышному алгоритму. Шаг влево, шаг вправо - смерть. Это убого, это раздражает.
26.05.2009 в 11:28

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Ну геймплей - это да, просчёт у них еще тот. Но я здесь игру расцениваю не в плане игры, а в плане принадлежности к искусству. По твоему как, подходит она под это определение?
26.05.2009 в 11:52

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Ну понимаешь... картину например, или стихи обычно пишет один человек. Его возможности ограничены (жизненно или намеренно), поэтому и интересно как у него одного с кисточкой, так получилось. Чем неуловимее, восхитительней, тем искуснее.
Я понимаю, что тобой игра воспринимается как нечто единое-целое. Но не забывай, что тут поработал целый штат! Кто-то натужно придумывал сценарий, а кто-то тупо несколько дней просчитывал 3D. Видеоигра Xenogears - в первую очередь развлекуха. И если и творчество, то сугубо коллективное. А представить лимит возможностей кучи неглупого народа практически нереально. Поэтому термин "искусство" вообще тут не к месту.
И сценарий Xenogears вообще сыроват. Он просто выделяется своей затянутостью и наигранной, местами абсолютно ненужной серьезностью, вот и всё.
26.05.2009 в 11:56

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Ну нееет, не соглашусь. Сценарий Ксеногирса оттого и затянут, что пытается походить на библейские сюжеты. Уловил фишку с Каином и Авелем? А то что развлекуха - геймплея-то считай нету. И где развлекуха? Это скорее своеобразная JRPG-шная книга. Текстовая новелла с экшном. Просто выдалось ей игрой быть. На мой взгляд, могло бы получиться весьма неплохое аниме вместо игры. А так - дали тебе джойстик, и ты проходишь (читаешь) потихоньку...
26.05.2009 в 12:04

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
В Библии сюжеты не затянуты.
И еще маленький секрет. Музыку к Chrono Trigger написал Нобуо Уемацу. Если не веришь - пройди игру и посмотри в титрах. Да и сама музыка там, думаю, говорит за себя.
26.05.2009 в 12:19

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Как так??
Митсуда всегда был главным композитором серии Хроно О_о
ru.wikipedia.org/wiki/Chrono_Trigger
en.wikipedia.org/wiki/Chrono_Trigger
26.05.2009 в 13:34

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Говорю тебе: пройди игрушку и посмотри в титрах. )
Но история даже в другом. Коренное отличие Мицуды от Уемацу в том, что первый пытается отразить в музыке сразу всё. Из-за этого получаются сверхнавороченые треки, далеко не всегда с хорошим мотивом. У него есть потрясающие вещи, НО атмосферник из него слабоватый. Взять хотя бы странный музон из боя Chrono Cross или излишне торжественный марш на корабле Иггдрассиль из Xenogears: вот это Митсуда во всей красе.
Уемацу же в отличие от него может заставить чувствовать буквально парой-тройкой нот. Его треки очень просты, не симфоничны, но атмосферу не то что передают а создают!
Я обратил на это внимание потому что трек Chrono Trigger был на слух и по мотивам очень похож на старенькие Final Fantasy. А когда я послушал трек в канализации в мире, где присоединяется Робо - был в ауте. Такое гениально-простое сочинить мог только один человек. И как показали финальные титры, я не ошибся )
26.05.2009 в 14:27

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Ну не знаю... В любом случае - основным композитором был назначен Митсуда. Да и в Кроссе он же музыку создавал. У Митсуды мотивы более эмоциональные. У Уэмацу - более эпические, сказочные.
26.05.2009 в 14:34

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Его "назначили" безухие идиоты, которые не удосужились пройти игру.
26.05.2009 в 15:02

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Сердитый ты какой-то О_о
en.wikipedia.org/wiki/Yasunori_Mitsuda
Цитата: Mitsuda was allowed to compose the majority of the tracks for the game under the watchful eye of Uematsu
26.05.2009 в 21:12

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Я не сердитый. Я склонен верить собственным глазам и ушам. Уемацу уже столько переслушал, что его треки отличу за версту.
И в титрах в финале чётко значилось: Music Composer - Nobuo Uematsu.
Ни о каком Митсуде там ничего не было, и никакие википедии тут мне очки не вотрут. Я не опускаю его, он прекрасный композитор. Но давайте называть вещи своими именами, а не округлять Chrono = Mitsuda и т.п.
26.05.2009 в 21:36

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Нежнее, еще нежнее)
Не любишь ты вообщем Митсуду Х)
26.05.2009 в 21:45

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Почему, люблю. Но меня калит когда народ начинает боготворить кого-то сам не зная за что. С какого перепоя трекам явно в характере Уемацу присвоили авторство Митсуды? Присвоили бы авторство Мотои Сакурабы или Йоко Шимомуры (которых тоже очень уважаю) - тоже возмутился бы.
Ну ты поиграй в Хроно Триггер как-нить - поймёшь. Именно поиграй, а не погоняй ОСТ в винампе. Я тебе отвечаю, ты поймаешь себя на том, что уже слышал подобный почерк где-нибудь в FF4-6.
26.05.2009 в 22:04

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Нуу, обижаешь...-_-
Я и концовку лучшую открыл, и Магуса присоединил, и сайд-квесты проходил, где Робо пустыню озеленял. Эх ты....-_- расстроил Тёмку
26.05.2009 в 22:06

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
Ну тем более тогда. Что же ты, с выключенным звуком играл что-ли?
26.05.2009 в 22:11

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Не любишь ты Митсуду)) То, что работал над саундтреком еще и Уэмацу - это и так понятно. Но ты саундтрек Хроно Кросса слышал?? Сравни его с Триггеровским. А лучше - с Ксеногирсом. Вот в этих трех играх и слышится Митсуда. Где погромче, где потише...
26.05.2009 в 23:15

This is the shade that you idolize
Парень Дежа Вю
В титрах САМОЙ ИГРЫ написан Уемацу. Вопросы есть?
Обычно пишут того, кто действительно писал музыку, а не того, чьи ремиксы были. Пример - Crisis Core, Kingdom Hearts.
28.02.2010 в 19:56

Уке должен внушать ужас, чтобы семе внушал уважение
А я играл давно, и не помню, что с Каином и Авелем. Можно напомнить?
28.02.2010 в 20:15

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
28.02.2010 в 20:59

Уке должен внушать ужас, чтобы семе внушал уважение
Да, многое я тогда не понял... Спасибо за ресурс)
28.02.2010 в 21:13

"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
20th century boy Да не за что. Вот еще. ffforever.info/games/xg/xg_index.html
28.02.2010 в 21:24

Уке должен внушать ужас, чтобы семе внушал уважение
Форевер знаю)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии