"Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen...". (Hideo Kojima)
Я о чём хочу с вами поговорить, о культуре. Да, о самой настоящей культуре, только узкоспециализированной, завязанной на наших с вами любимых виртуально-реалистично-кнопочных таких развлечениях, с которыми мы все знакомы уже далеко не первый год. Время идёт, вчерашние дети взрослеют и уже сами стали взрослыми, это понятно, но что же происходит с нашими увлечениями, куда они деваются, видоизменяются ли они?

читать дальше
За материал сесть меня во многом сподобила нынешняя ситуация на поприще российской игровой журналистики. У нас её на данный момент практически не осталось, да, понятие само существует до сих пор, но вот количество самих журналов к 2015 году значительно поредело. Осталась пара изданий, типа всё еще держащейся на плаву "Игромании" (отошедшей несколько лет как от твёрдой РС-тематики и активно пишущей, трудно до сих пор поверить, о консольном рынке) и "Навигатора Игрового Мира" (аналогично отошедшего от лозунга "PC only & forever"). "Страна Игр", флагман сцены, не выходит с ноября 2013, новых имён не появилось. Мы подошли к кризису печатных изданий о играх: правда, он и до этого у нас был, году так в 2008, но сейчас стадия куда более тяжёлая — попросту становится нечего читать. Да, да, я прекрасно знаю о многочисленных русскоязычных сетевых проектах, да, знаю про отдельные блоги бывших авторов и редакторов ряда уже не выпускающихся изданий, да, но мы же прекрасно с вами понимаем, что блог и журнал — это довольно разные вещи. Совсем разные.
Вот давайте попробуем подумать, а с какого момента в России и на постсоветском пространстве возникла своя отечественная видеоигровая культура? Именно культура, я не имею в виду тут отдельные проявления вроде успешного взлёта "Тетриса" в 1984 году или ранний советский компьютерный гейминг на работах, где многие знакомились с "Принцем Персии" и прочими звёздными вещами тех лет "спектрумовской" эпохи. На мой взгляд, видеоигровая культура у нас зародилась прямиком с момента прихода на рынок фирмы "Steepler". Ведь именно тогда и начался весь этот энтертеймент: мощная рекламная компания на телевидении, яркая передача с обзором игр и обаятельным ведущим, тематический красочный журнал и фирменный магазин! Про "Dendy" знали все, ну исключительно все, и подъездные бабушки, и банковские клерки, и, что уж тут было самым основным и главным, молодые тинейджеры. Я, будучи совсем юным ребёнком, сразу был покорён таким подходом и, смотря по старому "2х2" дядю Серёжу Супонева, ритмично пощёлкивал пальцами по столу, имитируя нажатия на джойстике, когда на экране показывали "Double Dragon III" или "Кастлеванию: Кровоподтёки" (боже ж мой, кровоподтёки). В пять лет купил себе первый свой номер активно рекламируемого журнала "Dendy: Новая Реальность", шестнадцатый, с викингами на обложке. В шесть приобрёл "Великий Dракон" №24, признав в нём наследника предыдущего издания. Доставать его в Электростали было проблематично, в первую очередь из-за своего возраста (заключительные выпуски "ВД" я застал тринадцатилетним), поэтому покупались они мной, как правило, с частыми промежутками в один-два номера. В 2000-2001 читал "Official PlayStation Magazine", снабжавшийся демо-диском от своего британского собрата. С апреля 2004 года стал постоянным читателем "Страны Игр", потому что в ней писали о приставках и многие авторы "ВД" перешли именно в неё. С 2014 года, получается, никаких российских игровых изданий не читаю.
Вот посмотрите, у меня, самого рядового что ни на есть российского геймера, есть своя хронологическая история своего увлечения. Смотрел "X-Play" с Морган Вебб и Адамом Сесслером по телеканалу "РБК", помню телепередачу про Соника по второму каналу, около 2000-го года по MTV шла передача про PlayStation с Комоловым. И, очень верю, многие мои читатели-сверстники прошли подобный путь, Ну так вот, вот это всё было очень похоже на самую что ни на есть настоящую игровую культуру в России: контент, ведущие, новости, печатные издания, всё это шло и подавалось классической связкой.
Самое что тут главное, прослеживалась определенная наследственность. Даже поколения для нас шли в строгом математическом порядке: 8, 16, 32/64, 128-бит. И если ты был прошаренным парнем с кепкой набекрень и играл в "Соньку", то с 90%-ой вероятностью до неё ты определенно соприкасался с "Сегой", ну а с "Денди" тем более имел дело. Кто-то мог себе позволить и более редкие для нашего рынка Super Nintendo, Game Boy, Panasonic 3DO, Nintendo 64 и Сегу Сатурн, пожалуйста, это только добавляло геймерского "престижа" и опыта. Очень многие в те года соприкасались с аркадными автоматами, в худшем случае только с советскими в ближайшем парке отдыха, в лучшем — с мелькающими тогда в столице "The King of Fighters '97", "Tekken 3" и рядом аркадных кабинетов из Парка Горького.
Ок-ок, подытожим, в наш период, это 90-е и первая половина 00-х, в России какая-никакая видеоигровая культура со своими мифами и легендами, персонажами и явлениями была. Что я считаю самым главным — была наследственность, заставшие период в твёрдой памяти застали и все вышеперечисленные консоли, соответственно, над той же "Страной Игр" к 2004 году работали авторы с неплохим игровым опытом, людей со стороны, не секущих в деле, практически не было.
Что же я вижу сейчас, к 2015 году? После смерти ряда изданий и затухания телепередач образовался нехилый такой информационный пробел. Отчасти связано с тем, что после первой PlayStation многие пересели на уже ставший доступным к тому времени персональный компьютер, используя его для игровых нужд, а на PlayStation 2 уже не обращали внимания, а на всякие ГеймКубы уж тем более. Смерть Супонева, боюсь, тоже забила свой гвоздь в крышку гроба отечественной видеоигровой культуры, он как раз и пробивал на нашем телевидении показ "Покемонов", кто знает, может и продолжил бы вести на первом видеоигровую программу, по крайней мере о его передачах сейчас говорили бы больше и они были бы на слуху, будь он жив. Ещё одна беда — в нашей игровой журналистике всегда писали одни и те же люди, практически. С опытом, да, нехилым, но только и они. Сейчас же в игровых блогах и на сайтах я вижу непонятно откуда взявшихся ребят, совершенно не умеющих писать и в играх разбирающихся очень-преочень посредственно, фактически, попросту допущенных к местам-постам из-за своих хоть каких-то познаний: "Вась, ты ж программист, ну пиши у нас игровую колонку, ты в контре и в кваке сечёшь". Многие успешные игровые журналисты нулевых, успевшие поработать в журналах, ушли в пиар, маркетинг, SMM, контент-менеджмент и всякую соцсеть-ориентированную шамурлу. Не успевшие — прямиком туда дёрнулись, и нынче игрожуром стали называть чуть ли не человека, имеющего популярный твиттер и худо-бедно пишущего про игры, в идеале ещё одновременно и пиарщика какой-нибудь конторы.
Новое поколение геймеров, по крайней мере на пространстве СНГ, теперь воспитывается по блогам и внимательно вторит мнению видео-обзорщиков, как правило, очень скудным языком с примесью ненормативной лексики пересказывающих по Википедии и англоязычным статьям (в лучшем случае) описания игр и их сюжет, часто в экспрессивной форме. Плохо ли это — скорее да, я тут делаю сравнение с американской и японской видеоигровыми тусовками, где тоже есть разномастные визжащие блоггеры, но в то же время сохранились и передачи с журналами, гляньте на тех же AVGN и Арино, именно им во многом и вторят наши ютуберы, потому что своих аналогов хардкорных геймеров-задротов, умеющих интересно вести повествование и скрупулёзно увлекающихся играми не первое десятилетие, у нас очень мало и они стараются сидеть тихо по своим углам, не афишируясь.
Вот и получается неутешительный вывод, что в США и Японии есть эта искомая video game culture, а у нас в какие-то периоды была, потом прерывалась, а теперь совсем непонятно, есть ли она на самом-то деле.
Доходит до того, что анонсированным три дня назад на E3 долгожданным Shenmue 3 и ремейку Final Fantasy VII в России радовались на деле очень немногие, потому что у нас толком и не знают, что это еще за Шенму какая-то. Ну ок, на популярности FFVII у нас десять лет назад хорошо сыграл полнометражный "Advent Children", после которого появилась волна ньюфагов-косплееров, не игравших до выхода фильма в оригинал игры, но это скорее удачное исключение из правил. Издали бы ремейк шестой или восьмой части, уж точно знаю, хайп в России был бы значительно ниже.
Что мы получаем-то к 2015 году, друзья? Что видеоигровая культура в России проистекала очень неровно, с промежутками, с колдобинами. Что повезло тем, кто всё-таки успел застать тот же "Великий Dракон" и увидеть неплохой образчик того, как можно делать видеоигровой журнал. Что очень часто можно увидеть своего сверстника, который мог пропустить всё, что успел застать ты, я уже не говорю о ребятах младше, многие из которых о серии "Persona" узнали после третьей части, а о серии "Shin Megami Tensei" до сих пор толком ничего не знают. О сверхпопулярном в Японии "Dragon Quest" тем более можно промолчать, его поклонников, желательно узнавших о игре не на прошлой неделе из Википедии, сложно у нас где-либо встретить.
"Страна Игр" умерла (спит?), "IGN Russia" жив, а мне приходится выписывать из Японии журнал "Arcadia", потому что мне через две недели стукнет 25, а я до сих пор люблю видеоигры и любви к ним своей не растерял.
P.S. Нашёл на одном форуме темку про наши старые игровые телепередачи, подходит под тематику поста — gotps3.ru/topic/36938
P.P.S. Братья по оружию, стритфайтеры, рпгшники и фанаты "Дракона", берегите друг друга! Нас, уж как бы лестно это не звучало, с годами становится всё меньше и меньше, тех, кому посчастливилось застать вот эту вот неровную и побитую, кусками, но всё-таки нашу видеоигровую культуру в России. Ездите на турниры по файтингам, продолжайте степать на "DDR", выписывайте "Famitsu" из Японии, не теряйте былой удали и запала, который был с вами пять, десять, пятнадцать, двадцать лет назад! Ведь только нам, именно нам, кто всё это помнит, нести свет просвещения будущим поколениям геймеров.

читать дальше
За материал сесть меня во многом сподобила нынешняя ситуация на поприще российской игровой журналистики. У нас её на данный момент практически не осталось, да, понятие само существует до сих пор, но вот количество самих журналов к 2015 году значительно поредело. Осталась пара изданий, типа всё еще держащейся на плаву "Игромании" (отошедшей несколько лет как от твёрдой РС-тематики и активно пишущей, трудно до сих пор поверить, о консольном рынке) и "Навигатора Игрового Мира" (аналогично отошедшего от лозунга "PC only & forever"). "Страна Игр", флагман сцены, не выходит с ноября 2013, новых имён не появилось. Мы подошли к кризису печатных изданий о играх: правда, он и до этого у нас был, году так в 2008, но сейчас стадия куда более тяжёлая — попросту становится нечего читать. Да, да, я прекрасно знаю о многочисленных русскоязычных сетевых проектах, да, знаю про отдельные блоги бывших авторов и редакторов ряда уже не выпускающихся изданий, да, но мы же прекрасно с вами понимаем, что блог и журнал — это довольно разные вещи. Совсем разные.
Вот давайте попробуем подумать, а с какого момента в России и на постсоветском пространстве возникла своя отечественная видеоигровая культура? Именно культура, я не имею в виду тут отдельные проявления вроде успешного взлёта "Тетриса" в 1984 году или ранний советский компьютерный гейминг на работах, где многие знакомились с "Принцем Персии" и прочими звёздными вещами тех лет "спектрумовской" эпохи. На мой взгляд, видеоигровая культура у нас зародилась прямиком с момента прихода на рынок фирмы "Steepler". Ведь именно тогда и начался весь этот энтертеймент: мощная рекламная компания на телевидении, яркая передача с обзором игр и обаятельным ведущим, тематический красочный журнал и фирменный магазин! Про "Dendy" знали все, ну исключительно все, и подъездные бабушки, и банковские клерки, и, что уж тут было самым основным и главным, молодые тинейджеры. Я, будучи совсем юным ребёнком, сразу был покорён таким подходом и, смотря по старому "2х2" дядю Серёжу Супонева, ритмично пощёлкивал пальцами по столу, имитируя нажатия на джойстике, когда на экране показывали "Double Dragon III" или "Кастлеванию: Кровоподтёки" (боже ж мой, кровоподтёки). В пять лет купил себе первый свой номер активно рекламируемого журнала "Dendy: Новая Реальность", шестнадцатый, с викингами на обложке. В шесть приобрёл "Великий Dракон" №24, признав в нём наследника предыдущего издания. Доставать его в Электростали было проблематично, в первую очередь из-за своего возраста (заключительные выпуски "ВД" я застал тринадцатилетним), поэтому покупались они мной, как правило, с частыми промежутками в один-два номера. В 2000-2001 читал "Official PlayStation Magazine", снабжавшийся демо-диском от своего британского собрата. С апреля 2004 года стал постоянным читателем "Страны Игр", потому что в ней писали о приставках и многие авторы "ВД" перешли именно в неё. С 2014 года, получается, никаких российских игровых изданий не читаю.
Вот посмотрите, у меня, самого рядового что ни на есть российского геймера, есть своя хронологическая история своего увлечения. Смотрел "X-Play" с Морган Вебб и Адамом Сесслером по телеканалу "РБК", помню телепередачу про Соника по второму каналу, около 2000-го года по MTV шла передача про PlayStation с Комоловым. И, очень верю, многие мои читатели-сверстники прошли подобный путь, Ну так вот, вот это всё было очень похоже на самую что ни на есть настоящую игровую культуру в России: контент, ведущие, новости, печатные издания, всё это шло и подавалось классической связкой.
Самое что тут главное, прослеживалась определенная наследственность. Даже поколения для нас шли в строгом математическом порядке: 8, 16, 32/64, 128-бит. И если ты был прошаренным парнем с кепкой набекрень и играл в "Соньку", то с 90%-ой вероятностью до неё ты определенно соприкасался с "Сегой", ну а с "Денди" тем более имел дело. Кто-то мог себе позволить и более редкие для нашего рынка Super Nintendo, Game Boy, Panasonic 3DO, Nintendo 64 и Сегу Сатурн, пожалуйста, это только добавляло геймерского "престижа" и опыта. Очень многие в те года соприкасались с аркадными автоматами, в худшем случае только с советскими в ближайшем парке отдыха, в лучшем — с мелькающими тогда в столице "The King of Fighters '97", "Tekken 3" и рядом аркадных кабинетов из Парка Горького.
Ок-ок, подытожим, в наш период, это 90-е и первая половина 00-х, в России какая-никакая видеоигровая культура со своими мифами и легендами, персонажами и явлениями была. Что я считаю самым главным — была наследственность, заставшие период в твёрдой памяти застали и все вышеперечисленные консоли, соответственно, над той же "Страной Игр" к 2004 году работали авторы с неплохим игровым опытом, людей со стороны, не секущих в деле, практически не было.
Что же я вижу сейчас, к 2015 году? После смерти ряда изданий и затухания телепередач образовался нехилый такой информационный пробел. Отчасти связано с тем, что после первой PlayStation многие пересели на уже ставший доступным к тому времени персональный компьютер, используя его для игровых нужд, а на PlayStation 2 уже не обращали внимания, а на всякие ГеймКубы уж тем более. Смерть Супонева, боюсь, тоже забила свой гвоздь в крышку гроба отечественной видеоигровой культуры, он как раз и пробивал на нашем телевидении показ "Покемонов", кто знает, может и продолжил бы вести на первом видеоигровую программу, по крайней мере о его передачах сейчас говорили бы больше и они были бы на слуху, будь он жив. Ещё одна беда — в нашей игровой журналистике всегда писали одни и те же люди, практически. С опытом, да, нехилым, но только и они. Сейчас же в игровых блогах и на сайтах я вижу непонятно откуда взявшихся ребят, совершенно не умеющих писать и в играх разбирающихся очень-преочень посредственно, фактически, попросту допущенных к местам-постам из-за своих хоть каких-то познаний: "Вась, ты ж программист, ну пиши у нас игровую колонку, ты в контре и в кваке сечёшь". Многие успешные игровые журналисты нулевых, успевшие поработать в журналах, ушли в пиар, маркетинг, SMM, контент-менеджмент и всякую соцсеть-ориентированную шамурлу. Не успевшие — прямиком туда дёрнулись, и нынче игрожуром стали называть чуть ли не человека, имеющего популярный твиттер и худо-бедно пишущего про игры, в идеале ещё одновременно и пиарщика какой-нибудь конторы.
Новое поколение геймеров, по крайней мере на пространстве СНГ, теперь воспитывается по блогам и внимательно вторит мнению видео-обзорщиков, как правило, очень скудным языком с примесью ненормативной лексики пересказывающих по Википедии и англоязычным статьям (в лучшем случае) описания игр и их сюжет, часто в экспрессивной форме. Плохо ли это — скорее да, я тут делаю сравнение с американской и японской видеоигровыми тусовками, где тоже есть разномастные визжащие блоггеры, но в то же время сохранились и передачи с журналами, гляньте на тех же AVGN и Арино, именно им во многом и вторят наши ютуберы, потому что своих аналогов хардкорных геймеров-задротов, умеющих интересно вести повествование и скрупулёзно увлекающихся играми не первое десятилетие, у нас очень мало и они стараются сидеть тихо по своим углам, не афишируясь.
Вот и получается неутешительный вывод, что в США и Японии есть эта искомая video game culture, а у нас в какие-то периоды была, потом прерывалась, а теперь совсем непонятно, есть ли она на самом-то деле.
Доходит до того, что анонсированным три дня назад на E3 долгожданным Shenmue 3 и ремейку Final Fantasy VII в России радовались на деле очень немногие, потому что у нас толком и не знают, что это еще за Шенму какая-то. Ну ок, на популярности FFVII у нас десять лет назад хорошо сыграл полнометражный "Advent Children", после которого появилась волна ньюфагов-косплееров, не игравших до выхода фильма в оригинал игры, но это скорее удачное исключение из правил. Издали бы ремейк шестой или восьмой части, уж точно знаю, хайп в России был бы значительно ниже.
Что мы получаем-то к 2015 году, друзья? Что видеоигровая культура в России проистекала очень неровно, с промежутками, с колдобинами. Что повезло тем, кто всё-таки успел застать тот же "Великий Dракон" и увидеть неплохой образчик того, как можно делать видеоигровой журнал. Что очень часто можно увидеть своего сверстника, который мог пропустить всё, что успел застать ты, я уже не говорю о ребятах младше, многие из которых о серии "Persona" узнали после третьей части, а о серии "Shin Megami Tensei" до сих пор толком ничего не знают. О сверхпопулярном в Японии "Dragon Quest" тем более можно промолчать, его поклонников, желательно узнавших о игре не на прошлой неделе из Википедии, сложно у нас где-либо встретить.
"Страна Игр" умерла (спит?), "IGN Russia" жив, а мне приходится выписывать из Японии журнал "Arcadia", потому что мне через две недели стукнет 25, а я до сих пор люблю видеоигры и любви к ним своей не растерял.
P.S. Нашёл на одном форуме темку про наши старые игровые телепередачи, подходит под тематику поста — gotps3.ru/topic/36938
P.P.S. Братья по оружию, стритфайтеры, рпгшники и фанаты "Дракона", берегите друг друга! Нас, уж как бы лестно это не звучало, с годами становится всё меньше и меньше, тех, кому посчастливилось застать вот эту вот неровную и побитую, кусками, но всё-таки нашу видеоигровую культуру в России. Ездите на турниры по файтингам, продолжайте степать на "DDR", выписывайте "Famitsu" из Японии, не теряйте былой удали и запала, который был с вами пять, десять, пятнадцать, двадцать лет назад! Ведь только нам, именно нам, кто всё это помнит, нести свет просвещения будущим поколениям геймеров.
Решением могут стать только pdf или иные цифровые журналы.
ПС: Уже традиция "набегать" к днюхе. Итоги подбивать %)Игровой бум начался, когда мне было 19 лет и было как-то поздно гонять по экрану фигурки и человечков. У меня все сведения об игровой культуре пришли не так давно, исключительно потому, что почти все мои любимые музыканты занимались музыкой для игр.
Как ты знаешь, многих великих авторов музыки для игр я видела в лицо. А, информации о концертах, на котрых я не была, мне хватает на японских сайтах.
Так что вряд ли я смогу порассуждать на затронутую тему.
Гики и нёрды обычно проходят один и тот же исторический путь -- от ненависти до признания. И ты знаешь, что гики, нёрды, daydreamers, любые непохожие -- обычно появляются в обществе, свободном от забот о хлебе насущном. Но время -- не математическая величина, просто идущая от меньшего к большему. Дурные времена, они как погнутый рубль -- всегда норовят вернуться. Мы все снова в том времени, когда можно остаться без еды, надо думать только о работе и места всяким мечтателям больше нет.
А сытые времена настолько подтолкнули нашу лень-матушку, что мы не можем даже взять себя в руки и пойти работать в ту же "Игроманию". Хотя, в отличие от тамошних постоянных авторов, "-тся" и "-ться" не путаем и запятые по своим местам расставляем. Сами, Карл! Без помощи литредактора и корректора.